Последние несколько лет приносят белорусам много сюрпризов, это не обошло стороной и авторынок РБ. Разве можно было 5-10 лет назад представить, что в Беларуси возникнут сложности с покупкой новых автомобилей марки Mercedes и BMW, а лидерами продаж станут автомобили китайского и корейского производства. Времена меняются, с этим мы ничего поделать не можем, но в наших силах научиться анализировать состояние рынка и прогнозировать возможные события.
Статистика продаж авто 2022 года
По данным автомобильной ассоциации "БАА" за 12 месяцев 2022 года было продано 17.234 авто, из них легковых 14.843. Лидерами белорусского рынка по итогам года стали автомобили:
- Geely - 4 355;
- Lada - 3 782;
- Kia - 1 462.
В 2022 году авторынок РБ покинули ведущие мировые бренды, но белорусские дилеры не растерялись, а занялись формированием новой модельной линейки и перенаправлением поставок. Стоит отметить, что этот процесс продолжит развиваться и в 2023 году.
Продажи авто в Беларуси существенно сократились не только из-за отсутствия предложений, причиной также стало снижение покупательской способности белорусов. На начальном этапе продать авто бу можно было по очень выгодной цене, но сейчас найти надёжного подержанного железного коня стало намного сложнее.
Чего ожидать в 2023 году?
По мнению экспертов, полноценное восстановление белорусского авторынка начнётся весной. Отмечается, что значительную долю авторынка займут китайские бренды, но и отечественный производитель под маркой Geely, вероятнее всего, останется лидером продаж.
В настоящее время задача рынка - вернуться на уровень 2021 года, когда было продано чуть более 40 тысяч новых легковых автомобилей.
Новые правила покупки и продажи авто в РБ
С 22 января 2023 года начал действовать обновленный механизм отчуждения транспортных средств. Новые правила установлены Указом Президента от 18 июля 2022 года №246, которым скорректирован Указ Главы государства от 15 октября 2007 года №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств».
Нововведения помогут защитить белорусов от действий недобросовестных участников авторынка.
Изменения:
- Вместо счёт справки письменный договор. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны заключать договоры по отчуждению транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин с физлицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями в письменной форме. Заключение сделки между двумя гражданами также должно оформляться письменно. Получается, что при оформлении договора купли-продажи счёт справки будут не актуальны.
- Обязательный расчёт безналом, но с исключениями. Расчёты по сделкам, связанным с отчуждением транспортных средств, должны стать более прозрачными, в договорах не должны фигурировать цены, которые существенно отличаются от реальной стоимости автомобиля. По этой причине введены новые правила оплаты. При расчётах с физическими лицами юридические лица и индивидуальные предприниматели, вне зависимости от того, кто продавец, а кто покупатель, могут производить выплаты по заключённым сделкам купли-продажи только в безналичной форме. Но для физических лиц при двустороннем договоре сохраняется возможность расчёта наличными.
В соответствии с документом вводится обязанность по заключению договоров об отчуждении транспортных средств только в письменной форме. В указе также закреплены требования о том, что в договоре должны быть отражены сведения об отсутствии на момент его заключения ограничений (обременений) и запретов на совершение сделок с автомобилем.
Теперь договоры купли-продажи транспортных средств, заключаемые между физическими лицами, могут проходить государственную регистрацию не только в соответствующих регистрирующих органах (ГАИ и Минсельхозпрод), но и путем нотариального удостоверения.
Что будет с вторичным рынком?
Ожидается, что в 2023 году будет небольшое изменение цен на подержанные авто в меньшую сторону. Конечно, это зависит от внешних факторов, которые влияют на авторынок, но резкого изменения ситуации ждать не стоит.
Стоит отметить, что некоторые продавцы подержанных авто считают 2022 год одним из самых сложных, но в тоже время ожидают, что в 2023 году серьезных изменений не произойдет.
Рынок новых авто
На авторынке Беларуси появились китайские марки Chery, Haval, JAC. Эти машины подходят для белорусских дорог, кроме того, у них отличные технические характеристики, яркий дизайн и доступная стоимость. Ожидается, что в феврале на белорусском рынке появится среднеразмерный кроссовер Geely с индексом VX11, который выпускается в Китае с 2020 года.
В марте 2023 года на белорусском заводе "БелДжи" начнут производить внедорожник Geely Monjaro. Стоить он будет примерно, как Tugella (около 110 000 руб).
Вполне возможно, в этом году на рынок вернётся Changan и Lifan, которые ранее официально продавались в РБ. Также есть вероятность появления FAW и нескольких моделей Iran Khodro — седана Tara и двух кроссоверов собственной разработки компании: Rira и Ray.
Подводим итог
Автомобильный бизнес Беларуси пережил потрясения 2022 года, наступило время активных действий. Место, исчезнувших из РБ марок, занимают китайские автомобили. Лидирующие позиции среди новых авто у Geely, качественные характеристики которых белорусского потребителя вполне устраивают. Что касается подержанных машин, вполне возможно рынок ожидает затишье, которое связано с падением спроса со стороны покупателей из РФ.